Школьная служба медиации "ГАРМОНИЯ"

ЧЕМ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПЕДАГОГАМ

развернуть

Появляется возможность конструктивно управлять школьными конфликтами.

Конфликты используются в качестве воспитательной функции, которая при правильной организации может помочь развитию школьников.

Происходит восстановление душевного равновесия в гимназии.

Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, происходит развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации гимназистов.

Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.

Происходит освоение восстановительного подхода для поддержания порядка в детской среде.

Укрепляется роль ученического самоуправления.

Опасения учителей, высказываемые ими.

  1. «Дети не могут сами разрешать конфликты»

Действительно, без подготовки не могут. Но, как показывает практика, прошедшие обучение подростки в роли медиаторов гораздо лучше понимают своих сверстников и справляются со многими сложными ситуациями (многомесячные прогулы, конфликты учитель – ученик.).

«Программа примирения приучает нарушителей к безответственности»

Главный вопрос программы – личная ответственность обидчика перед жертвой. И если стороны сами пришли к соглашению, то, скорее всего, они его выполнят. В случае отказа нарушителя от заглаживания вреда или неудовлетворенности жертвы дело передается в традиционные  структуры (педсовет, совет по профилактике правонарушений и пр.). То есть программа примирения является альтернативной существующим способам реагирования.

«Подросткам опасно давать в руки власть. Они используют ее в своих целях»

Каждый подросток стремится к самоутверждению, и это его естественное желание. Но чтобы это стремление не вышло за этические границы, службу курирует взрослый медиатор, помогающий в сложных случаях, обсуждая результаты проведенных программ.

«Участники встречи могут отомстить медиатору»

Если медиатор не будет сохранять нейтральность и учитывать интересы обеих сторон, теоретически такая опасность существует. Поэтому медиаторы работают только при добровольном согласии сторон и не выносят каких-либо решений. В сложных случаях предполагается участие взрослого.

«Учащиеся будут легко относиться к конфликтам: «извинился – и пошел дальше»

Восстановительная медиация строится таким образом, чтобы максимально способствовать осознанию причиненной обиды и предупреждению повторения подобного в будущем. Участие в медиации требует от участников душевных усилий, пересмотра своих взглядов и изменения своего поведения в дальнейшем. И этим медиация отличается от формального краткого извинения, которое обычно мы слышим в кабинете директора.

Многие конфликты учителя способны разрешать сами. Но особая ценность заключается в том, что большую часть конфликтов будут разрешать сами школьники путем переговоров.

Возможности педагогов в развитии восстановительной культуры гимназии

  1. Передавать конфликты в службу примирения, даже если они могут разрешить их сами.
  2. Самим педагогам необходимо осваивать восстановительные практики и коммуникативные техники. Особенно это важно для учителей начальных классов, где их авторитет высок и, скорее всего, сами учителя будут медиаторами в своих классах.

Дополнять воспитательную работу элементами восстановительных практик.

свернуть

ЧЕМ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ МОЖЕТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛЯМ

развернуть

Родители могут обратиться в службу в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ними (в случае конфликта ребенка и взрослого при проведении медиации обязательно участие взрослого медиатора).

Родители могут обратиться в службу в случае конфликта с учителем.

Родители и родительский комитет могут обратиться в службу по поводу конфликтов с администрацией.

Родители могут освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуациях.

ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Родителям, в первую очередь, надо поддерживать своих детей в их стремлении научиться разрешать конфликты конструктивным способом; могут поддерживать положительные изменения в детях после медиации, в классе и школе в результате деятельности службы медиации.

свернуть

ЧЕМ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ МОЖЕТ ПОМОЧЬ УЧАЩИМСЯ

развернуть

Научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми.

Научиться убеждать других словами, а не силой.

Участвовать в интересной «взрослой» и общественно-полезной (волонтерской) деятельности.

Научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными.

Научиться конструктивно выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.

Помогать другим мириться (своим друзьям, сверстникам и родителям).

Начать осваивать новую профессию-медиатор, получать уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности.

Лучше понимать сверстников и взрослых.

Гимназистам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.

У детей-обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.

Детям-правонарушителям восстановительная программа дает возможность не чувствовать себя «хулиганами» или людьми, которыми взрослые всегда недовольны, восстановить хорошие отношения с ребятами, родителями и педагогами, планировать для себя такое будущее, которое поможет избежать попадания в ситуации острых конфликтов и правонарушений.

ЧТО УЧАЩИЕСЯ МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ

Осваивать переговорные техники и восстановительные программы.

Помогать друзьям, сверстникам и родителям в примирении.

Рекомендовать друзьям обращаться в службу примирения.

Отношения в классе

Служба примирения стремится к конструктивным отношениям в классе, основанным на понимании и взаимной поддержке. При этом надо отметить, что концентрация власти в руках нескольких (даже «положительных») учеников увеличивает риск применения насилия к отличающимся от большинства. Поэтому мы говорим не о формировании «команды класса» во главе с сильным лидером, а скорее, о становлении мини-сообщества понимающих и поддерживающих других одноклассников, сообщества, в котором подростки видят проблемы друг друга и стараются, по возможности, помогать в их решении. То есть служба примирения поддерживает доверительные отношения в классе и не передает власть маленькой группе.

Помимо работы с конфликтами сотрудники службы примирения могут проводить тренинги и обучающие занятия со школьниками по разрешению конфликтов и восстановительной коммуникации.

свернуть
поделиться в:
Ещё в этом разделе