Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома
Государственное учреждение образования
Вилейская гимназия № 1 "Логос"
Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома
Государственное учреждение образования
Вилейская гимназия № 1 "Логос"
26.01.2023 в 8-11 классах прошли мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» на тему «Гордость за Беларусь. Наука и инновации – настоящее и будущее нашей экономики» (достижения в научно-технической деятельности, инновационном и технологическом развитии).
Информационные часы образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся 8-11 классов прошли 22.12.2022 на тему «Гордость за Беларусь. Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее» (итоги Года исторической памяти).
Обсуждения прошли по трем направлениям: «Без срока давности (поисковая и исследовательская деятельность)»; «Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить»; «Историческая память – связь времен и поколений».
В фокусе обсуждения: историческая память, геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, объективное представление о вкладе белорусского народа, увековечение памяти погибших при защите Отечества, сохранение памяти о жертвах войн, реликвии военных лет, патриотические клубы, поисково-исследовательская работа по изучению истории малой родины, высокая социальная активность, гражданская ответственность, духовность, чувство гордости за историческое и боевое прошлое нашей Родины.
24 ноября в 8-11 классах прошли мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» по теме «Гордость за Беларусь. Наша промышленность – надежный фундамент независимости». После просмотра информационной презентации, материалов видеороликов ОНТ в фокусе обсуждения и творческой работы учащихся были такие ключевые вопросы, как: машиностроение – ведущая отрасль экономики страны, положительная мотивация к трудовой профессиональной деятельности; химическая промышленность, изучение полезных ископаемых, которые используются для переработки в промышленности, «Беларуськалий» – национальное достояние Республики Беларусь. Главный вывод, который сделали ребята: «Достижения в разных отраслях народного хозяйства дают белорусам повод гордиться своей страной и стремиться делать ее богаче и сильнее». «Никто никогда ничего не сделает без неимоверного труда. И только тот, кто будет трудиться, сможет остаться наверху в этой жизни на этой планете. Ничего другого! Только труд, знания, образование» (Президент Республики Беларуси А. Г. Лукашенко).
Гордость за Беларусь. Государственная система правовой информации. Информационно-образовательное мероприятие «ШАГ» для учащихся 8-11 классов прошло 27 октября по теме «Гордость за Беларусь. Государственная система правовой информации (об обеспечении права граждан на получение полной, достоверной и своевременной правовой информации)» и было приурочено ко дню образования Национального центра правовой информации (1 октября 1997 года). Обсудив с учащимися государственную систему правовой информации, классные руководители прошлись по страницам детского правового сайта mir.pravo.by», призванном помочь детям и подросткам получить юридические знания, ответить на «взрослые» вопросы, дать совет в сложных ситуациях, рассказать о законодательстве Республики Беларусь и правах граждан нашей страны.
Подростки более подробно узнали о том, что на Детском правовом сайте предоставлена возможность получения свободного доступа к тематическому банку данных «Мир права», который содержит основные законодательные акты, касающиеся прав детей в нашей стране, какую информацию можно найти в информационно-тематическом разделе «Правовая библиотека», ответы на какие вопросы можно получить в разделе «Полезная информация», какие на сайте есть игры, викторины и конкурсы. Интересно и то, что на ресурсе внедрены правовые сервисы, где при помощи обратной связи есть возможность задать вопрос редактору сайта или перейти на Правовой форум Беларуси, в раздел «Правовое консультирование несовершеннолетних», посетить «Виртуальную приемную» Национальной комиссии по правам ребенка и задать вопрос медиатору.
В 8-х классах к проведению мероприятия подключился социальный педагог с информацией об административной ответственности несовершеннолетних. Татьяна Николаевна остановилась на отдельных статьях Кодекса об административной ответственности.
Доступность правовой информации, в первую очередь – нормативных правовых актов, составляющих законодательство Республики Беларусь, имеет важнейшее социальное значение, особенно для подрастающего поколения. Государственная система правовой информации, функционирование и развитие которой обеспечивается Национальным центром правовой информации, не только позволяет легко ориентироваться в правовом поле и находить необходимые сведения, но и быть активным гражданином своей страны.
«Гордость за Беларусь. Активное лето активного гражданина» 22 сентября в 8-11 классах прошло мероприятие информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» по теме «Гордость за Беларусь. Активное лето активного гражданина».
Под девизом «Лето – время действовать: от зарядки до трудовых рекордов» мероприятие прошло в 8 и 10 классах. В фокусе обсуждения были такие понятия, как «гордость за свою страну, за людей, добившихся успехов в различных сферах деятельности, мотивация личностного роста, профессиональная ориентация, активная жизненная позиция, трудовые каникулы».
В качестве информационной основы классные руководители, руководитель по военно-патриотическому воспитанию использовали видеоролик «Что значит память для участников проекта «Поезд памяти», видеоролик «Поезд Памяти финишировал в Минске», «Есть масса плюсов. Чем привлекают молодежь студенческие отряды?», видеоролик «Шаг к успеху» с Мариной Литвинчук.
9 июня 2022 года «Лето – время действовать. Коллективное творческое дело-ни дня без дела!»
29 апреля в 5-7 классах прошли мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» под единым названием «Я и Культура». Путешествуя по Беларуси, обсуждали обычаи и традиции, нашего народа, своей семьи; говорили о внешней и внутренней культуре, национальной культуре страны, о сохранении культурного и исторического наследия, о самореализации в творческой деятельности каждого.
«Гордость за Беларусь. Выращено белорусами»
В 8-11 классах прошли информационные часы образовательного проекта «ШАГ» по теме «Гордость за Беларусь. Выращено белорусами» (о развитии сельского хозяйства) в формате «информация+диалог». Охвачены были такие вопросы, как развитие сельского хозяйства Беларуси, перспективы развития животноводства, автоматизация современного сельского хозяйства, наука в развитии сельскохозяйственной отрасли, роль агрокомплексов, фермерских хозяйств в развитии экономики страны, социальное развитие села, героизм сельских тружеников. И в завершение обсудили престиж аграрных профессий, особенности труда в области сельского хозяйства, требования к личностным качествам тружеников аграрного сектора, возможность внести свой вклад в развитие аграрной области.
«Советский тыл в годы ВОВ»
«Советский тыл в годы ВОВ» – тема, которую рассматривали на мероприятии информационно-образовательного проекте «ШАГ» в 9-х классах. Ребята познакомились с основными мероприятиями Советского государства по организации работы тыла, направленные на оказание помощи Красной Армии в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. В процессе беседы была подчеркнута роль всего Советского народа, вставшего на борьбу с врагом. Во второй части мероприятия учащимся был предложен видеофрагмент документальной хроники о работе Советского тыла в годы войны.
«Я и Природа»
25 марта в 5-7 классах прошли классные часы информационно-образовательного проекта «ШАГ». В основе гражданской компетентности – тематический блок «Я и Природа».
Классные руководители выбрали различные формы проведения единого классного часа: игра, диалог о важном, просмотр видеороликов и другие. Главной нитью на классных часов проходили такие понятия, как любовь к природе и бережное отношение к ней и ее богатствам, понимание красоты, неповторимости природы, экологическая безопасность, экологическая ответственность, экологическая грамотность, участие в экологической деятельности.
В 9-х классах 3 марта в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» прошел информационный час по теме «Боевая, диверсионная и агитационно-пропагандистская деятельность партизан».
В формате лекции учитель истории актуализировал знания учащихся о боевой, диверсионной и агитационно-пропагандистской деятельности партизан, акцентируя внимание на крупнейшей операции партизан по одновременному массовому разрушению железнодорожных коммуникаций врага под названием «рельсовая война». Подводя итоги, обсудили вопрос о значении борьбы партизан и подпольщиков для разгрома немецко-фашистских захватчиков. Использовался презентационный материал, представленный Национальным институтом образования, а также видеоматериалы о деятельности подпольщиков и партизан, подготовленные педагогом.Информационный час информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» прошел 24 февраля по теме «Гордость за Беларусь. На страже национальной безопасности и суверенитета» (о Вооруженных силах, Пограничной службе, Таможенной службе, МЧС). В 9-11 классах он прошел по двум направлениям: «Листая страницы истории Вооруженных сил. Сила и мощь Вооруженных сил Беларуси» (разговор с учащимися вел учитель истории, руководитель по военно-патриотическому воспитанию Виктор Владимирович Волынец) и «История армейского альбома – память поколений» (разговор вела педагог-психолог, классный руководитель 9Б класса Елена Станиславовна Пятницкая). К данному мероприятию, а также ко Дню защитника Отечества в фойе 2-го этажа оформлена выставка армейских альбомов. В 8-х классах информационный час вел руководитель по военно-патриотическому воспитанию Владимир Николаевич Сакольчик, выбрав направление «О Пограничной и Таможенной службах РБ».
В 9-х классах прошел информационный час образовательного проекта «ШАГ» на тему «Политика геноцида, грабежа и насилия» в формате беседы-лекции. Учителем истории были определены 3 шага в подаче и обсуждении информации:
-сущность фашистской идеологии, направленной на уничтожение советского народа и народов других стран;
-геноцид населения на оккупированной территории Беларуси;
-пропагандистская, культурно-просветительская и религиозная политика оккупантов.
Был сделан акцент на том, что 5 января 2022 года Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Закон «О геноциде белорусского народа», которым предусматривается юридическое признание геноцида белорусского народа, совершенного нацистскими преступниками и их пособниками в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Одновременно устанавливается уголовная ответственность за публичное отрицание геноцида белорусского народа, например, посредством размещения соответствующей информации в СМИ либо в интернете. Реализация Закона будет способствовать недопустимости искажения итогов Великой Отечественной войны, а также сплоченности белорусского общества.Моя малая родина. Что значит «моя»? Что значит «малая»? Что значит «родина»? С таких вопросов начинались классные часы в рамках реализации образовательного проекта «ШАГ» для учащихся V–VII, которые были определены содержанием очередного тематического блока «Я и Малая родина». Час общения с элементами экскурсии по улицам Вилейки, уголкам Вилейского края, богатого историческим прошлым, края, где чтят традиции предков и берегут память о каждой странице летописи, был направлен на формирование чувства ответственности и гордости за свой край, историко-культурное и духовное наследие. Следуя ключевой идее классного часа классные руководители обсудили с учащимися значение малой родины в жизни каждого человека, знание своих корней, любовь к родной земле, осознание значимости своей деятельности для процветания и развития малой родины.
В 9-х классах в формате видеоурока прошел информационный час ШАГ по теме «Германский оккупационный режим». Педагогом использовался видеоурок по данной теме, демонстрирующий трагедию населения оккупированной территории Беларуси, человеконенавистнический характер «нового порядка» германских оккупантов, их отношение к детям, суть расовой теории и коллаборационизм. На мероприятии использовались фрагменты фильма «Иди и смотри», видеофрагменты «Мемориальный комплекс «Тростенец», Мемориальный комплекс «Хатынь». По итогам просмотра была проведена рефлексия на понимание материала.
Информационный час в 9-х классах прошел в формате беседы с просмотром видеофильма «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны». Учителем истории были определены 5 шагов в подаче информации:
-что означает понятие «коренной перелом в войне»?
-причины коренного перелома;
-ход коренного перелома; основные события (особое внимание было уделено примерам героизма советских воинов на фронтах Великой Отечественной войны);
-итоги и значение коренного перелома, в том числе историческое значение Тегеранской конференции.
В конце мероприятия педагог провел рефлексию на понимание и осознание событий данного периода войны.
26 ноября в рамках реализации образовательного проекта «ШАГ» («Школа Активного Гражданина») для учащихся V–VII прошли классные часы, которые были определены содержанием очередного тематического блока, лежащего в основе гражданской компетентности: «Я и Школа».
Ключевая идея классного часа: активный гражданин осознает себя членом сообщества, стремится сочетать личные и общественные интересы, хорошо воспитан, дисциплинирован, умеет дружить, стремится к новым знаниям. В фокусе обсуждения с учащимися классными руководителями были выбраны различные направления: гимназия и ее традиции, значимость участия в жизни класса и гимназии, уяснение своих прав и обязанностей, ученическое самоуправление, актив класса, законы класса для дружной и успешной жизни коллектива, «банк добрых дел», коммуникативные навыки, дружба, товарищество, коллективизм, умение работать в группе и паре, сотрудничество, умение находить выход из спорных ситуаций, сочетание личных и общественных интересов, дисциплина и культура поведения, доброжелательность, уважение друг к другу, стремление к познанию.
«Гордость за Беларусь. Всегда на связи» – под таким названием прошли информационные часы информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» 25 ноября. В 11-х классах «ШАГ» прошел в формате открытого диалога с участием директора гимназии Татьяны Анатольевны Крот, где обсуждались актуальные вопросы роли и значения информационно-коммуникационных технологий в жизни не только молодежи, но и общества в целом. В 8-10 классах информационный часы проведены в форме «Информация+диалог» и были направлены на формирование у учащихся умений и навыков восприятия информации, целенаправленного использования средств информационных технологий и Интернета в повседневной жизни, социальных коммуникациях и самовоспитании. Инициативные группы учащихся совместно с классными руководителями выводили учащихся на обсуждение вопроса о преимуществах и недостатках Интернета как источника информации, составляли правила безопасного пользования Интернета, памятки «Как не стать жертвой киберпреступления».
В 9-х классах в формате беседы-лекции прошел очередной информационный час по теме «Крах «молниеносной» войны. Оккупационный режим». Учащиеся были ознакомлены с основными событиями октября 1941-апреля 1942г., приведшие к разгрому немецких войск под Москвой. Ребята в ходе беседы высказали свое мнение о значении того сражения и его влиянии на дальнейший ход войны. Во второй части мероприятия был охарактеризован немецкий оккупационный режим, установленный на территории Беларуси. В ходе мероприятия использовались материалы кинохроники военных лет. Педагогом была рекомендована литература для более полного осмысления событий данного периода войны.
Информационные часы ««Гордость за Беларусь. Здоровье каждого из нас – главная ценность» в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» прошли в каждом классе 8-11 классов в форме «Информация+диалог». Классные руководители использовали информационные материалы, мультимедийную презентацию, подготовленные Национальным институтом образования, электронную версию учебного пособия «Гордость за Беларусь» (Глава 2. Здравоохранение; Глава 3. Фармацевтика), учебное наглядное пособие «Гордость за Беларусь» (Плакат 4), а также документальный фильм из цикла «Достояние Республики» – «Наши врачи. Избранные судьбой // Достояние республики»». Был сделан обзор современной системы здравоохранения Беларуси, учреждений образования в Республике Беларусь, которые готовят специалистов для здравоохранения и фармацевтической отрасли. Интересно прошли диалоги в классах на тему «Какими качествами должны обладать медицинские работники», «Какова задача белорусской медицины», «ТОП достижений белорусской системы здравоохранения и фармацевтической отрасли». Был сделан акцент на профилактику распространения болезней и инфекций, популяризацию здорового образа жизни, укрепление здоровья и отказ от вредных привычек. В ходе информационного часа использовался ролик, который принимает участие в республиканском конкурсе творческих работ «Мы выбираем ЗОЖ – путь к успеху».
24 сентября в рамках реализации образовательного проекта «ШАГ» («Школа Активного Гражданина») для учащихся V–VII прошли классные часы, которые были определены содержанием очередного тематического блока, лежащего в основе гражданской компетентности: «Я».
Ключевая идея классного часа: активный гражданин стремится к саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. Классными руководителями были выбраны различные формы проведения и тематика: «Спеши сегодня лучше стать», 5А класс; «Правила счастливого человека», 5В, 6А, 6В, 7В классы, «Духовный мир человека» (классный час самопознаниЯ), 7Б класс; «МоЯ Беларусь», 7А класс. На классных часах рассматривались позитивное отношение к окружающему миру, творческая и социальная инициатива; способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон; умение взглянуть на себя со стороны; умение входить в положение других людей, понимать их чувства, мотивы поведения, прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях; умение выходить из сложных жизненных ситуаций; потребность в самообразовании; воспитание морально-волевых качеств; ценность человеческой жизни; справедливость, бескорыстие.
Активисты 9Б класса в период проведения классных часов, заходя в каждый класс, провели акцию «Школа – твой дом, и ты хозяин в нем», где сделали акцент на том, как сделать так, чтобы в нашей школьной семье не было конфликтных случаев, а было больше тепла, доброты. Ребята заключили оглашение «Стоп-буллинг!».
Учащиеся 5Б класса посетили выставку «Разам назаўжды!» в Вилейском краеведческом музее.
Информационные часы «Гордость за Беларусь. Образование во имя будущего страны» прошли в 8-11 классах. Классные руководители использовали информационные материалы, мультимедийную презентацию, подготовленные Национальным институтом образования, а также электронную версию учебного пособия «Гордость за Беларусь», учебное наглядное пособие «Гордость за Беларусь» (Плакат 2), фрагменты документального фильма из цикла «Достояние Республики» – «Образование в Беларуси». Были сделаны акценты на особенностях системы образования в Республике Беларусь, престижности рабочих профессий, важности образования в жизни каждого человека, задачах современного образования, на том, что в нашей стране давние традиции в области образования, есть поводы для гордости, одной из которых является система профессионально-технического и среднего специального образования. Учащимся было интересно узнать о специальном фонде Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и специальном фонде Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. В силу своей актуальности разговор в классах получился интересным, познавательным, с обсуждением и высказыванием различных точек зрения.
«Начало Второй мировой войны» – под таким названием прошел информационный час в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» 16 сентября. Виктор Владимирович, учитель истории, руководитель по военно-патриотическому воспитанию, в формате беседы-лекции, используя рекомендованный презентационный материал, охарактеризовал сложившееся положение до 1 сентября 1939, рассказал об операции «Гиммлер», положившей начало Второй мировой войне, обсудил с ребятами поход советских войск в Западную Беларусь, события, с которыми связано воссоединение Беларуси, его историческое значение, перемены, которые после этого произошли в общественной и культурной жизни присоединенных территорий. < br/> Подводя итог, Виктор Владимирович сделал акцент на дате 17 сентября – Дне народного единства. На том, что воссоединение Западной Беларуси и БССР является актом исторической справедливости в отношении белорусского народа, что позволило Беларуси выстоять в годы Великой Отечественной войны, объединить народ на основе общенациональных и культурных ценностей, занять почетное место в международном сообществе, стать одним из соучредителей Организации Объединенных Наций.
Данное направление проекта будет вести учитель истории, руководитель по военно-патриотическому воспитанию Виктор Владимирович Волынец. В формате лекции с элементами диалога прошел первый информационный час по теме «Международное сообщество накануне и в начале Второй мировой войны». На первом занятии Виктор Владимирович определил цели и задачи данного направления проекта, дал характеристику международного положения в межвоенный период, раскрыл сущность внешней политики ведущих государств, обстоятельства, приведшие к борьбе за передел мира, к развязыванию Второй мировой войны. 9-классники отвечали на поставленные вопросы, высказывали свое мнение.